Древнейший памятник Ропшинского
поселения – это руины старинной церкви, расположенной на Княжьей горке. Постройка
эта очень интересна. На своём долгом веку она несколько раз кардинально меняла
не только свой внешний облик, но и конфессиональную принадлежность. Древнее
название церкви - Дмитриевская, оно упоминается в писцовой книге Водской пятины
за 1500-ый год. Старожилы называют ее "шведской" - в XVII веке, когда
край оказался под властью скандинавов, бывшая церковь служила кирхой. В ходе шведской
перестройки кирпичная кладка в некоторых местах была заменена на каменную, классического
северного образца, а церковь приобрела характерный для лютеранского прихода
внешний облик.
После окончания
победоносной Северной войны, когда Ропша вернулась под флаг Российской империи
в составе Ингерманландской губернии, церковь была перестроена и вновь освящена
в качестве православного прихода. Она получила новое название -
Петропавловская. Неподалеку от неё расположился первоначальный деревянный
дворец Петра I. При владельце усадьбы графе Григории Орлове – в 1770-х к церкви
была пристроена небольшая каменная колокольня, и над храмом возведен деревянный
купол.
Ропшинская церковь
представляла собой вытянутое с востока на запад здание, сложенное из бутовых
плит, завершенное двускатной кровлей, которая не сохранилась до настоящего
времени. Стены были прорезаны четырнадцатью сквозными арками. Арки столь велики
(4 метра
в высоту), что здание, просматриваясь насквозь, выглядит ажурным. На наружной
плоскости стен сохранились углубления, в которых когда-то находились
декоративные геральдические щиты - гербы взятых русскими войсками городов -
Выборга, Ревеля, Риги. Эта деталь весьма характерна для церквей петровского
времени. Так, к примеру, в Петропавловском соборе были вывешены шведские
знамена, а в Стрельнинской церкви - шведские литавры.
Восточная, алтарная,
часть Ропшинской церкви - пятигранная, она освещена двумя арками-окнами. Вход с
запада оформлен небольшой звонницей, возвышающейся над кровлей.
Звонница-колокольня была сложена и кирпича позже, во второй половине XVIII
века; она опирается на каменные столбы, образующие три входные арки. При Петре
церковь была без колокольни. Любопытно отметить, что в 1966 году при земляных
работах неподалеку от церкви была найдена старинная модель колокольни,
вырезанная из цельного дерева. Она несколько напоминает колокольню Новодевичьего
монастыря в Москве (ныне модель хранится в Ропшинском школьном музее). Интересен
тот факт, что в подвалах Ропшинского дворца Петра I были устроены столярные
мастерские – император занимался резьбой по дереву. Возможно, найденная модель
- изделие самого Петра.
Возле церкви в XIX-XX
веках выросло кладбище, распространившееся на часть территории бывшей
петровской усадьбы (на этом кладбище похоронен 15 июля 1847 года, подававший
большие надежды, молодой литературный критик Валериан Николаевич Майков.) Он
трагически погиб, утонув во время купания в одном из Ропшинских прудов. На его похоронах присутствовали Н. А.
Некрасов, И. А. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Здесь же покоится прах
Григория Энгельмана - выдающегося инженера-гидравлика, автора гидротехнической
системы Ропшинского парка.
После революции церковь
продолжала работать достаточно долго, и была окончательно закрыта только в 1939
году. Она сильно пострадала от артиллерийских обстрелов в годы Великой
Отечественной войны, а в период немецкой оккупации использовалась в качестве
костела. В настоящее время строение находится в аварийном состоянии, пустует.
Не так давно церковь решено восстановить за счет средств администрации МО
"Ломоносовский район”, Ропшинского рыбхоза и пожертвований прихожан. Однако
никаких работ на этой территории не проводится, и исторический объект, к
великому сожалению, продолжает разрушаться.
|