Главная » Статьи » Биографии |
Франческо Бартоломео Растрелли,
русифицированное имя и отчество Варфоломей Варфоломеевич; (1700-1771) —
знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, граф, кавалер ордена Святой
Анны и академик архитектуры. Сын известного
скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), обрусевшего
итальянца. Образование получил в Париже, учился также и у отца — скульптора. В
1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а вскоре начал
работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в
Италии, Германии и Франции. Растрелли являлся любимым архитектором Елизаветы
Петровны, при ней были созданы его лучшие работы. Получил звание
генерал-майора. После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и
Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах
— для Елизаветы Петровны, в Курляндии — для фаворита Анны Иоанновны, Эрнста
Иоганна Бирона. По заказу Анны
Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф в
Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После
переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним
дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. В 1741, после восхождения на
престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта
Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных
творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи
славы, могущества и богатства России. В 1741-42 на месте
нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец,
заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот
Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В
композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается
зрелый почерк мастера, равно как и в другом, не менее известном, в своё время,
его творении – Ропшинском дворцово-парковом комплексе. По заказу императрицы
Елизаветы, Франческо Бартоломео Растрелли запроектировал в Ропше большой
ансамбль с дворцовым комплексом в центре и Верхним и Нижним садами по его
сторонам. С этого времени мы можем говорить о создании именно
дворцово-паркового ансамбля, а не просто комплекса построек с сопутствующим ему
небольшим садом, ибо обе части комплекса становятся полноправными и
неразрывными. И хотя зодчему, по причине начавшейся вскоре Семилетней войны, не
удалось реализовать проект полностью, он создал на основе скромного усадебного
дома Головкина новую композицию целого комплекса построек на обширном плато
террасы. Старые палаты были соединены с новыми боковыми корпусами длинными
одноэтажными галереями. К прежним флигелям пристраиваются ещё два корпуса. У концов галерей с
одной стороны появилась церковь, с другой – павильон «Эрмитаж». Перепланировке
в излюбленном Растрелли стиле барокко подвергся и главный фасад здания. Черты
фирменного стиля знаменитого архитектора — стройные белые колонны коринфского
ордера — и сегодня гордо несут треугольный классический портик. Однако говорить
о том, насколько велика роль Растрелли в обустройстве имения, трудно. Памятник
сильно изменился в последующие годы, хотя композиционное решение знаменитого
зодчего было сохранено его последователями. Пожалуй, наиболее яркий
представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли первым соединил
элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями,
почерпнутыми им, прежде всего, из нарышкинского стиля, такими как колокольни,
крыши, цветовое решение. | |
Просмотров: 10647 | | |
Всего комментариев: 0 | |